У вас есть какой-то массив запросов. Например, «пластиковые окна». Когда вы смотрите на продукт, услугу, товар, людям без опыта она представляется неким монолитом - вот есть пластиковые окна, и люди ищут «пластиковые окна купить» и «пластиковые окна цены».
На самом деле это не так. Там очень большой хвост уникальных запросов. С разных сторон эту тему они раскрывают - деревянные, стальные, еще какие- то, с 2-3-10 стеклами, одного или другого производителя, в таком-то городе и т.п. Таких разных дополнений очень много - это образует тематический хвост, который может быть очень длинным.
Соответственно, когда у нас есть этот семантический хвост, большая част трафика приходится именно на семантический хвост. Важно понимать, что сам по себе этот базис минимальную часть трафика агрегирует - 1-2% обычно. Соответственно, этот хвост можно разбить по физическим сущностям, например, деревянные окна из сосны, ольхи, березы (условно), алюминиевые окна, по разным производителям, городам, районам. Все это разные физические сущности или разные проблемы пользователя, на которые должны быть даны разные ответы. Это называется интент - проблема, боль пользователя, выраженная в группе поисковых запросов.
Например, те же «деревянные окна из сосны» могут быть 10-30 запросов, которые объединяются в одну сущность. Их можно объединить в кластер, т.к. по сути, это одно и то же - «окна из сосны цена», «окна из сосны купить», «окна из сосны отзывы». Их можно объединить в одно объявление, сделать под него посадочную страницу, где предложить эти окна и дать по ним информацию.
Сама группа этих однотипных запросов, подразумевающих одну физическую сущность, и будет называться кластером.
На канале СеоПульт ТВ, а также на канале Кибермаркетинга есть много видео по кластеризации.